Просмотр информации о документе
Название:
Авіаційна промисловість України як складова військово-промислового комплексу у 1910-ті – 1980-ті роки
Коллекция:
Авторефераты » Докторские
Авторы:
Кафедра:
Издатель:
Год публикации:
ISBN/ISSN:
Вид документа:
автореферат
Язык документа:
украинский
Добавлен в архив:
07.07.2013
Сводная информация по документу:
Авіаційна промисловість України як складова військово-промислового комплексу у 1910-ті – 1980-ті роки [Текст] / Харук А.І. // Авторефераты : Докторские - , 2011.
Постоянная ссылка:
Короткая ссылка на файл:
Аннотация:

Автор здійснив комплексне дослідження історії зародження й розвитку авіаційної промисловості України, розробив раціональну схему її періодизації. Показано вплив військових чинників на формування і розвиток авіабудівної галузі. У роботі проаналізовано передумови для виникнення авіаційної промисловості (діяльність піонерів авіації), розглянуто особливості становлення галузі напередодні та в роки Першої вістової війни. Досліджено специфіку формування виробничих програм вітчизняних авіазаводів в міжвоєнний період, розглянуто діяльність основних конструкторських колективів (К. Калініна, Й. Немана та ін.), а також заходи з мобілізації та евакуації галузі напередодні та на початку німецько-радянської війни. Висвітлено процеси відбудови та повоєнної конверсії авіабудування в 1943-1950 рр. Відображено еволюцію авіаційної промисловості України на етапі науково-технічної революції (50-ті – 80-ті рр. ХХ ст.). Особлива увага звернута на проектування та виробництво військово-транспортних літаків (КБ О. Антонова), двигунів для них, а також іншої продукції військового призначення. Розглянуті основні особливості передових науково-технічних рішень, що знайшли застосування в авіаційній промисловості. Упродовж усього досліджуваного періоду авіаційна промисловість України була складовою загальноімперського, а згодом загальносоюзного військово-промислового комплексу. Її розвиток визначався, перш за все, потребами збройних сил і військово- стратегічними міркуваннями. Це наклало відбиток як на організаційну структуру 32 галузі (її підпорядкованість союзному центру), так і на територіальну (зосередженість основних підприємств в східних областях, штучне стримування розвитку українських авіазаводів на користь пріоритетної розбудови авіапромисловості у віддалених районах СРСР), а також на зміст виробничих програм (домінування в них авіатехніки військового призначення).

В работе обоснована рациональная схема периодизации истории авиационной промышленности Украины. Показаны факторы, оказавшие воздействие на формирование отрасли, в частности, деятельность пионеров авиации. Отображено специфику зарождения промышленного авиастроения в 1910-1913 гг., а также его развитие в годы Первой мировой войны (заводы "Анатра", Терещенко, Адаменко, "Матиас", "Дека" и др.). Предприятия отрасли производили самолеты-разведчики и учебные, осваивали выпуск истребителей и бомбардировщиков. Большинство образцов авиатехники были копиями зарубежных конструкций, лишь на фирме "Анатра" функционировало собственное конструкторское бюро. Показаны особенности развития авиационной промышленности Украины в период между мировыми войнами. Установлено, что 20-е гг. ХХ в. были временем деградации отрасли, и лишь во второй половине десятилетия начинается её возрождение (в частности, был основан Харьковский авиазавод). 1930-е годы стали временем централизации авиапромышленности, а одновременно – её милитаризации. Производство гражданской авиатехники в Украине сворачивается, а производственные предприятия и конструкторские бюро (К. Калинина, И. Немана) целиком переориентируются на создание и производство военной техники. В середине 30-х гг. в Украине в небольшом количестве производились истребители, но затем основным классом боевых самолетов, проектируемых и производимых отечественной промышленностью, стали легкие одномоторные разведчики и бомбардировщики Р-10 и Су-2. При этом нормальной работе конструкторских коллективов мешала политика союзного центра, вследствие которой КБ К. Калинина было переведено за пределы Украины, а КБ И. Немана прекратило свое существование из-за репрессий. Накануне германо-советской войны наблюдается бурное развитие авиапромышленности Украины, в т.ч. за счет создания новых предприятий, но в первые месяцы войны предприятия отрасли были эвакуированы за пределы Украины. На протяжении всего исследуемого периода авиационная промышленность Украины была составной частью общеимперского, а позже общесоюзного военно- промышленного комплекса. Её развитие определялось, прежде всего, потребностями вооруженных сил и военно-стратегическими соображениями. Это наложило отпечаток как на организационную структуру отрасли (её подчиненность союзному центру), так и на территориальную (сосредоточение основных предприятий в восточных областях, искусственное сдерживание развития украинских авиазаводов в пользу приоритетного строительства авиапромышленности в отдаленных районах СССР), а также на содержание производственных программ (доминирование в них авиатехники военного предназначения).

The author made a comprehensive exploration of the history of formation and development of aviation industry of Ukraine has developed a rational scheme of periodization. The influence of military factors on the formation and development of aircraft industry. The paper analyzes the prerequisites for the emergence of the aviation industry (aviation pioneer activity), the peculiarities of formation of the field before and during First World War. The specific character of production programs of domestic aircraft plant in the interwar period, the activity of the major design teams (K. Kalinin, J. Neman et al.) As well as measures to mobilize and evacuate area prior to and at the beginning of the German- Soviet war. Focuses on the process of restoration and conversion of aircraft in the postwar years 1943-1950 reflected the evolution of the aviation industry of Ukraine on the stage of scientific and technological revolution (50's - 80's of XX century.). Particular attention is paid to design and manufacture of military transport aircraft (O. Antonov's DB), engines for them, and other military products. The main features of advanced scientific and technical decisions that have found application in the aviation industry. Throughout the studied period the aviation industry of Ukraine was part of imperial, and later all-union military-industrial complex. Its development was determined, above all, needs armed forces and military-strategic considerations. This influenced how the organizational structure of the industry (its subordination to the Union's center) and the territorial (the main focus for plants in eastern regions, artificial containment of Ukrainian aircraft plants in favor of the priority development of aviation industry in remote areas of the USSR), as well as content production programs (dominance in their aircraft for military use).


© 2017 — Разработано лабораторией информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ"

Яндекс.Метрика